История свадебной флористики

Услуги по флористике в Санкт-Петербурге

Многие направления свадебной флористики родом из глубокой древности и насчитывают не одно тысячелетие.

1800...

19 век

В отношении цветочного дизайна интересна культура Древнего Египта, насчитывающая несколько тысячелетий. Можно сказать, что в Древнем Египте началась история комнатных и кадочных растений. На древнеегипетских изображениях, которым более 3000 лет, встречаются маленькие деревья и кустики в каменных вазах и лотках. До наших дней дошли доказательства того, что цветы были неизменными спутниками, украшавшими жизнь древних египтян. Цветы использовались в качестве подарков и украшений для совершения различных ритуалов, ими восхищались, украшали тело, одежду и волосы (свадебные заколки и броши с цветами), помещали на стол во время трапезы. Это подтверждают многочисленные изображения древнеегипетских цветочных жезлов, венков, гирлянд и цветочных воротников, украшенных разнообразными лепестками и листьями. Кстати, такие гирлянды любят и современные свадебные флористы. Основной тенденцией размещения цветов в древнеегипетских аранжировках была жесткая  симметрия в их расположении. Цветы размещали попарно или по три. Три больших цветка часто располагали в центре, а под ними помещали два полураспустившихся бутона. В гирляндах, использовавшихся для украшения, египтяне размещали цветы вертикально, позволяя им свисать с удерживающих их лент.

img009-1

Букет в металлическом держателе в руках древней египтянки

 Букет в металлическом держателе в руках древней египтянки отдаленно напоминает современную  портбукетницу используемую в букете невесты для сохранения свежести цветов.

Цветочные гирлянды использовались и позднее, в Древнем Риме. Здесь было принято смешивать вместе яркие цветы разнообразных расцветок. Вот как описывает такое сочетание Вергилий (70-19 годы до н.э.): «Венки из цветов фиалки, смешанных с шафраном, и желтые гирлянды, сочетаются с малиновыми розами». 

На свадебных церемониях Древние Римляне особое значение придавали белой лилии, которая являлась символом чистоты и непорочности. Невеста была увенчана венком из лилий, в которые вплетались пшеничные колосья — символ плодородия и достатка.

Есть сведения, что для свадебного ритуала  греки и римляне использовали срезанные ветки миртовых деревьев, устанавливая их в высокие сосуды, напоминающие пьедесталы. К античной флористической культуре относится и обычай разбрасывать цветы из корзин во время свадебной церемонии. Кстати, ковер из лепестков на полу, столе и постели не только наполнял воздух приятным ароматом, но и служил своеобразным антисептиком.

82024499_2423007_Parassitabig

Цветочные гирлянды и венки на головах в Древнем Риме

На праздниках, играх и чествованиях было принято носить венки из различных растений. Самый известный из них лавровый венок, которым украшались римские литераторы и академики. Или жезл античного божества Бахуса, ставший прообразом современного букета-скипетра, или мифологический «рог изобилия», который до сих пор используют в своих композициях свадебные флористы. Известно также, что растения во времена античности имели своеобразную символику. Например, дуб символизировал верховное божество – Зевса-громовержца, плющ и виноград были растениями бога виноделия- Диониса, мирт ассоциировался с богиней любви Афродитой.

В Древней Греции невеста украшалась венком из роз и мирта. Цветок розы считался символом любви.

В средние века важное значение приобрела цветочная символика: монахи, принявшие обет молчания, общались со своими духовными братьями при помощи цветов; светские люди использовали цветы для изящного флирта. Наиболее любимым и многозначительным цветком в средневековье считалась роза. Она означала  непостоянство красоты и любви и бренность всех земных радостей.

Мода на живые цветы привела к созданию любопытного украшения — цветочных шляп, изготовлением которых с удовольствием занимались многие благородные дамы и господа, поскольку «язык цветов» позволял молчаливо и галантно выразить все необходимые чувства. Зародившись в дворянских замках, она проникла в большие города, где стали возникать целые гильдии мастеров изящного ремесла. Например, такая гильдия мастеров цветочных шляп существовала в 12 веке в Париже. 

Несмотря на любовь к цветочным украшениям, букет, как украшение свадебного стола  в средние века почти не применялся. Вместо него использовались гирлянды из цветов и ветвей, которыми в дни торжеств украшали двери и стены.

Цветочные композиции, одними из первых стали использовать английские дворяне примерно в 15 веке: цветочные букеты на накрытом столе сменили беспорядочно насыпанные свежие цветы, а к 17 веку букеты в красивых вазах практически полностью вытеснили эту традицию. При этом символика цветов сохранялась: так лилия, символизировала целомудрие, ландыш – чистоту, белая  роза — девственную радость, маргаритка — невинность, гвоздика — любовь.

17v

17 век

Особое значение приобрели цветы в эпоху барокко («барокко» переводится как причудливый, вычурный). Цветы все чаще стали украшать жилища респектабельных людей, композиции составлялись из самых разных цветов, чаще всего с широкими листьями и крупными лепестками. Они имели круглую, овальную или квадратную форму и составлялись так, чтобы наверху выступали несколько крупных цветов. Все мелкие цветы располагались в нижней части композиции, чаще всего использовали сочетание красного и белого цветов. Постепенно букеты превратились в изысканный и дорогостоящий предмет декорирования интерьера. Зачастую их составляли из экзотических и редких цветов. Например, долгое время одним из таких цветов являлся тюльпан. Родом из Турции, этот цветок завоевал невероятную популярность в Европе. Тюльпаны ценили за его красивую форму и способность приобретать самые разные оттенки цветов. Луковицы некоторых сортов ценились буквально на вес золота. Именно тогда  «тюльпановая лихорадка» возникла в Голландии. Именно в эпоху барокко особое значение для букета стала приобретать ваза, флористы считают, что именно в 17 веке было заложено начало современной флористики.

В этот же период в Англии зародилась традиция использовать на свадьбе цветы апельсинового дерева флёрдоранж  (фр. fleurs d’orange) их вплетали в прическу с фатой и крепили на платье.

Цветы апельсинового дерева fleurs d’orange

Цветы апельсинового дерева fleurs d’orange

Выигрышным для свадебного оформления цветами стал стиль рококо. Для украшения зала в этом стиле были характерны нежные пастельные тона: перламутрово-розовые, бледно-желтые, голубовато-зеленые, теплые серые, золотисто-желтые. В конце 18 века во Франции на развитие цветочных аранжировок и декораций большое влияние оказала мадам Помпадур. Благодаря ее изысканному вкусу в то время сформировался оригинальный стиль цветочного декора романтичный и немного сказочный. Тогда версальские сады стали украшать душистые природные скамеечки, увитые розами и украшенные сиренью. А когда были изобретены обои, цветы стали излюбленным элементом, изображавшемся на бумаге. Кстати, именно рисунки на обоях 18 века, изображавших популярные в то время композиции, подсказывают современным дизайнерам оригинальные идеи. В 18 столетии было модно создавать необычные букеты: например, цветущие кустарники, словно выраставшие из … капустного кочана, или букеты, имитирующие различные плоды: разрезанную дыню, крыжовник, клубнику. В цветочные букеты редко добавляли листву, иногда только добавляли листья пиона, мака или розы. Вскоре цветы стали использовать и для украшения праздничных столов. Удивительное по красоте зрелище представляли собой расставленные через определенные интервалы декоративные украшения в виде миниатюрных беседок, храмов, арок, украшенных цветами, ветками и даже небольшими деревцами.

x_8f49ec38

Женская свадебная шляпка 1863 год

В середине 19 века в наряде невесты были распространены шляпки с цветами.

 

В 1911 году раздел для невест в женском журнале известил о новой моде, которая предлагала  невесте вместо свадебного букета свадебный венок , который носился на руке. Правда тенденция особо не прижилась, но иллюстрации остались.

IMG_6635-253x500

Свадебная мода 1911 года: свадебный венок вместо букета невесты

IMG_6640-375x500

Вариант ношения свадебного венка,1911 год

Современное оформление цветами свадьбы во многом заимствует флористические приемы из прошлых веков, как говорится, все новое — это хорошо забытое старое.

Статья на основе книги «Фитодизайн интерьера» С.Хрусталева

Наше портфолио по флористике